TBN оценка качества масла по щелочному числу.

1. В настоящее время щелочное число не является критерием оценки качества масла. Этот параметр использовался для качественной оценки масла около 15 лет тому назад, когда содержание серы в дизельном топливе было достаточно высоким. Высокое щелочное число (TBN) используется как отличный маркетинговый лозунг для клиентов, которые не очень хорошо разбираются в моторных маслах, а не как действительное преимущество одной марки масла перед другими. Большое щелочное число влечет за собой высокий уровень содержания сульфатной золы. Которая оказывает негативное влияние не только на катализатор выхлопной системы, но и оседает на кольцах, что приводит к потере подвижности последних и на клапанах, препятствуя полному их закрытию - плотному прилеганию к седлу, что в конечном итоге приводит к прогару клапанов.

Всем известно, что хонингование цилиндров способствует удержанию масляной пленки – той самой, что обеспечивает смазку пары «поршень-цилиндр». При этом глубина канавок после хонингования составляет около 3 мкм.

Когда головка поршня покрывается твердым нагаром от высокозольного моторного масла, хонинговальные риски на стенке цилиндров начинают стираются. Возникнет известный эффект полировки цилиндров. Масляная пленка на стенках цилиндров уже не держится. В зазор между кольцом и цилиндром увеличивается прорыв газов в картер и расход масла на угар, поршень может перегреваться, что увеличивает вероятность задира. Разумеется, это приводит к необходимости ремонта блока.

 В настоящее время способом оценки современного смазочного масла является коэффициент SAPS, который представляет собой сумму сульфатной золы, серы и фосфора. Современные классификации и требования OEM вводят ограничения по содержанию сульфатной золы в готовом масле. По этой причине современных моторные  масла, сформулированые в соответствии с передовыми технологии и современными спецификациями, имеют низкий уровнень содержания сульфатной золы и щелочного числа TBN – что в свою очередь не является показателем низкого качества и малого количества облагораживающих присадок. О моющих способностях масла свидетельствует содержание нейтральных солей, а не щелочное число TBN.

Нейтральные соли не повышают щелочного числа в масле и по этой причине многие современные масла характеризуются низким щелочным числом. Ограничения по сульфатной золе являются причиной того, что в результате сгорания моторного масла появляется меньше осадков (всегда в зависимости от состояния двигателя некоторая часть масла подвергается сгоранию и образуется осадок, шлам и нагар, которые откладываются на различных элементах двигателя, большое их количество может быть причиной повреждения двигателя).


2. Одним из элементов оценки качества масла являются результаты тестирования двигателя, где главным параметром качества является чистота двигателя после тестирования (чем меньше осадка и нагара – тем лучше).

 В практике снижение щелочного числа TBN в эксплуатированном масле является небольшим и никогда не случается ситуации, что щелочное число понижается к нулю в результате выработки. На качество смазочного масла оказывают влияние другие присадки: диспергаторы, антиокислители, противоизносные присадки и качество базовых масел. Оценка всех составляющих смазочного масла может быть параметром качества, основываясь на экспериментах в лабораториях, а не по величине одного параметра – например щелочного числа TBN.

Именно поэтому производители тяжелой техники требуют соответствия применяемых моторных масел определенным классификациям API и при этом не ставят ограничений по щелочному числу, настаивая лишь на контроле его снижения в процессе эксплуатации.